Интервью » Интерьвью и комментарии Князя к песням "Продавца Кошмаров"
Интерьвью и комментарии Князя к песням "Продавца Кошмаров"
15.03.2007


"Король и Шут" выпустили свой десятый студийный альбом. Работа необычная, в чем-то неожиданная, даже парадоксальная. Андрей Князев и Михаил Горшенев предпочли держать ответ за новую пластинку порознь. Дело не в «творческих разногласиях» и уж тем более не в соперничестве между лидерами коллектива. Каждому есть что сказать. У каждого свои мысли, переживания, эмоции. Не то, что бы противоречивые, но... Сошлись на том, что Горшок расскажет о музыкальной составляющей диска, а Князь - о текстах песен.

Музыка и видео


Михаил Горшенев: Мы довольны альбомом. Работа над ним была напряженной. Сначала музыка появилась, потом уже Андрей тексты написал...

FUZZ: Расскажи, пожалуйста, о вашем творческом тандеме...
Михаил: Почти всегда сначала я музыку пишу, а Андрей уже потом текст придумывает. Бывают исключения, но редко. Иногда каждый целиком песню делает. Сидим дома - я с гитарой (хотя я от гитары отошел уже совсем, но если надо...), у меня акустический «Фендер» дома. А Андрей - с компьютером. Потом уже с группой аранжируем все...

FUZZ: Долго писали?
Михаил: Минувшим летом все пошло-поехало. Барабаны записали. Потом в Москве - гитары, бас. Вернулись в Питер - вокал. Всего около месяца получилось. Очень тщательно все делали, на самом деле. Если не получалось что-то - переписывали. Распевок там куча. Хоры. Звук... Мы, повторюсь, очень довольны. Стало чуть-чуть жестче, чем на предыдущих альбомах. JOY DIVISION, RAMONES, панковский Бритпоп какой-то - много всего намешано. Даже готическая музыка, может быть. Но мелодичная. Ну, попытались показать весь спектр того, что мы любим и умеем делать. Учли критику, которая звучала в адрес диска, выпущенного 2 года назад. Наверное, теперь ее будет меньше, - хотя не все наши поклонники воспримут пластинку однозначно. Но, по большому счету, в данном случае мы в критике не нуждаемся... Раньше, например, у нас не получалось добиться того гитарного звука, который получился сейчас. Весь перегруз убрали, осталась чистенькая, пост-панковская, панковская гитара. Классическая. Нам хотелось, кроме того, объема, побольше симфонических инструментов. Не просто чтоб одна скрипка... Чуть ли не маленький оркестр.

FUZZ: В этой связи и виолончель появилась?
Михаил: Да, нам низы нужны были. Не контрабас же брать! Стало быть, виолончель. А кто у нас виолончель? Лена Тэ! Она в двух песнях сыграла - в «Отражении» и в «Дочке Вурдалака».

FUZZ: Какие у вас гитары сейчас?
Михаил: «Гибсоны». В основном все Яшкины. И у Ренегата старый «Гибсон» - он тоже нам немножко помогал.

FUZZ: Как появилась идея записать песню со SPITFIRE?
Михаил: Нам нравятся разные стили. В том числе и панк-ска. Вот и захотелось сделать нечто подобное. SPITFIRE - офигенная группа, нам давно хотелось что-то с трубами. Вот и сделали «Город Мертвецов».

FUZZ: Альбом записывался сразу трех студиях. Почему?
Михаил: Так получилось. Мы попробовали писаться в Москве, на студии у Большакова. Нам понравилось. Там же и сводили потом, кстати. Потом, как обычно, - на «Добролете». И на студии «Нева» записали одну песню - для радио нужно было.

FUZZ:
Ты доволен новым составом группы?
Михаил: Естественно, очень! Каспера могу отдельно выделить - он не только скрипач, но и клавишник. Смышленый парень! Раньше мы скрипку присобачивали где попало - Машка как-то так играла... она и сама это понимала. А сейчас появился человек, который интуитивно чувствует, где скрипка придется к месту, а где - нет. То же и клавиш касается. Очень грамотно. У нас же все-таки гитарная группа, и клавиши нам нужны только как фон. Басист тоже... когда трезвый - круто играет.

FUZZ: Помимо «Рома», будут ли сняты клипы в поддержку альбома?
Михаил: «Ром» нам, кстати, не нравится. Гламурный он какой-то. Лучше бы наш режиссер снимал - тот же Богдан Дробязко. Или Деденев. Возможно, мы его даже перемонтируем. А так, да, конечно, будем снимать. На «Отражение» думаем и на «Продавца Кошмаров». Есть уже даже сценарные задумки кое-какие...

FUZZ: Сувенирное издание альбома включает в себя DVD. Можешь рассказать об этом видео?
Михаил: Да, конечно. Там около десяти роликов. То есть почти все наши клипы с самого начала и до сегодняшнего дня. Кроме «Старого Дома» и «Рома». Что-то вроде нашего видеоархива, подготовленного к 15-летию.

Тексты и оформление

Андрей Князев: На этот раз я очень внимательно отнесся к текстам, - вряд ли нашим доморощенным филологам будет к чему придраться.

FUZZ: Название альбома несет в себе значительную смысловую нагрузку?
Андрей: Определенную несет, конечно, но ничего «идейного», «концептуального» в нем нет. Просто альбом назван по одной из песен. Причем даже не по заглавной. Были и другие рабочие названия. А «Продавец Кошмаров» - и звучно, и запоминается легко. И, вроде как, концептуально.

FUZZ: Об оформлении что скажешь?
Андрей: Было несколько вариантов. Первый - все то же самое, но на обложке другое лицо. Я вынес это на суд группы, и мы сообща решили, что физиономия на «продавца»-то тянет, а вот на «кошмаров» - нет. Слишком доброе лицо. Тогда я, не мудрствуя лукаво, изобразил там Горшка - поскольку он в своем концертном виде вполне сойдет за злодея из подворотни. Теперь у меня с персонажем этой песни ассоциируется Горшок и никто иной. А на заднем фоне - готические улочки европейских городов.

Марионетки
Мы начинаем альбом повествованием от первого лица, но ни в коем случае не надо его, это лицо, идентифицировать с нами самими. Это некий универсальный рассказчик, который собирает перед собой свою постоянную аудиторию. Он всех хорошо знает. Пришедшие ему жалуются на свои беды, на интриганов, а рассказчик это изображает на сцене. Все в средневековом таком антураже - тайны мадридского двора. Шекспировщина. Хотя, конечно, это все и сейчас актуально. В шоу-бизнесе, например.

Маска
О раздвоении личности. Есть такое поверье, что у каждого на одном плече - ангел, на другом - черт. И иногда человек слышит их голоса. Над человеком, о котором речь идет в песне, взяла верх темная сила. Герой осознал это и как бы отделил от себя свою же темную часть. И заключил с ней договор, дав ей понять, что «я не причастен к тому, что замышляешь ты». Речь идет, не в последнюю очередь, о женском поле. Человек надевает на себя маску. Сняв ее, он открывает миру свое темное лицо. И его задачей становится сделать так, чтобы женщины не просили его снять эту маску. Но женское любопытство берет верх.

Ром
Веселая, спонтанная песня. Новогодняя. Трактирщик сетует на то, что выпивка кончилась, а его гости хотят веселиться дальше и продолжают требовать ром. Песня-настроение.

Гробовщик
Композиция написана под впечатлением от книг Лавкрафта, в его манере. После поездки по Псковской области - там ночью такие жуткие леса... Герой песни попадает в деревню, где один старик что-то нехорошее замутил, какие-то оккультные дела. Все жители лежат в гробах - то ли зомби, то ли вампиры. И к сумеркам старик виснет над погостом и повелевает всем сельчанам встать из гробов и выловить незадачливого путешественника.

Дочка Вурдалака
Романтическая мистическая история. О взаимной любви человека и вурдалачки. Он ее любит и, может быть, является ее соучастником.

Свой Среди Чужих
Триллер. О маньяке, охотящемся за людьми по деревням и, в конце концов, тоже оказавшемся марионеткой и жертвой.

Отражение
Самая тяжелая песня. Человек стоит на берегу с мешком, в котором, в свою очередь, находится другой человек. Первый мстит второму за растоптанную жизнь - карьеру, личную жизнь. Вспоминает. И в какой-то момент понимает, что в мешке - его двойник, его второе «я». Возникает дилемма.

Та, Что Смотрит Из Пруда
Очень старая наша песня. Опять же, романтическая. Про русалку, которая утащила человека, художника, в которого была влюблена, на дно, чтобы показать ему радости подводного мира. Художник захлебнулся, и вот она сидит и плачет.

В Гостях У Соседа

Написана под впечатлением от русских народных сказаний. Черт явился к выпившему мужику под видом кума и подстраивает ему различные каверзы. Иногда забавные, иногда - не очень. На эту тему существует множество замысловатых историй. Не лишенных здравого смысла, замечу.

Хозяин Таверны
Песня про хозяина таверны, который ревнует к уставшим путникам свою молодую красивую жену, прислуживающую им. Мужик поражается неблагодарности гостей и намекает пришедшим, что не стоит злоупотреблять его гостеприимством. Естественно, каждый из гостей так или иначе дает промашку, за что и наказывается должным образом.

Писатель Гудвин
Про писателя, который в качестве персонажей своих произведений использовал реальных людей. И то, что он описывал, после происходило на самом деле, - люди попадали в различные передряги, которые он придумывал. И одна из его жертв решила ему отомстить. И вот - кто быстрее.

Джокер
Картежнику сопутствовала удача, и он возомнил, что ему помогает сам Джокер. Так продолжалось до тех пор, пока Джокер не сел с ним играть...

Пляски На Могиле
Шуточная песня. Молодой парень собрал друзей на кладбище посмотреть, как он ловко пляшет на могиле своего дедушки. Никто не знал, что покойный дедушка сам при жизни был танцором и теперь дает ему силы, энергию. А в какой-то момент дед выскочил из-под земли и сам стал выписывать коленца...

Матерый Волк
Матерый Волк - это охотник. Он отшельник, живет в лесу и охотится. И на зверей, и на людей. В лесу для него все равны.

Продавец Кошмаров

Песня о несостоявшемся актере, создавшем собственный театр в подворотне. Он менял свой облик и пугал ночами прохожих. Изощренными способами. Если ему удавалось по-настоящему испугать человека, требовал у него денег.

Город Мертвецов
Однажды в город явился монах, предложивший людям вечную жизнь и обманувший их. Души испивших монашеского зелья людей отправлялись на небеса, а их тела продолжали бродить по земле. Город постепенно заселили зомби...

Подготовил Александр ПОЛИЩУК
Журнал Фузз